Железная дорога Таловая-Калач, станция Калач

Железнодорожная линия Таловая-Калач была сдана в эксплуатацию 12 мая 1896 года. В том же году было построено здание вокзала на Привокзальной площади. До Второй мировой войны ветка не была загружена большим количеством транспорта. В сутки по ней проходил один грузовой поезд и один пассажирский состав в пять вагонов. По легким рельсам их тянули небольшие паровозы серии Ов, которые сотрудники ласково называли «овечками». На станции работали 50 человек.

В декабре 1942 года на Среднем Дону войска СССР готовили наступление. Фланг Воронежского фронта находился в 70 км. от железнодорожной ветки Таловая-Калач. Командование приняло решение использовать эту дорогу для доставки военных грузов солдатам. Решение было сложным и опасным. Для перевозки требовался вместительный транспорт большой грузоподъемности. Легкие старенькие рельсы могли не выдержать такой нагрузки, но для их замены на более тяжелые и прочные не было времени и материалов. В итоге был отдан приказ доставлять грузы с помощью мощных и тяжелых паровозов серии Э по тем путям, которые были. Доставляя грузы на фронт, за два месяца по дороге прошло столько составов, сколько раньше проходило лишь за полтора года. Поезда двигались с малой скоростью, машинисты соблюдали осторожность ввиду вероятности поломки рельс.

После войны ветку активно восстанавливали и развивали. В 1961 году по заказу сахарного завода коллективом мостовой бригады ЮВЖД был построен мост через реку Толучеевка на участке железной дороги Калач-пос. Пригородный. В ближайшие годы были проложены новые участки пути, их водвели к сахарному заводу, сырзаводу, мясокомбинату, лесоскладу, мелкоптовой базе. В 1969 году в 6 км. от станции был введен в эксплуатацию грузовой двор и складские здания. Помимо калачеевского района, станция обслуживала несколько промышленных предприятий Воронежской и Ростовской областей.

Вырос транспортный поток, теперь во ветке два раза в день ходил пассажирский поезд из 15 вагонов. Штат станции был увеличен до 150 чел., а в конце 1980-х годов в нем числилось уже 300 чел. История станции знает несколько династий калачеевских железнодорожников: Губановых, Овчаренко, Краснощековых, Зарезиных.

В 1974 году силами Таловского стройучастка было реконструировано здание вокзала. В 1986 году на главном фасаде здания вокзала была установлена мемориальная табличка основателю железнодорожной ветки Таловая-Калач Л. Б. Красину. Автор таблички – заслуженный работник культуры РФ, калачеевский художник-скульптор А. Е. Козинин.

С бурным развитием автотранспорта популярность железнодорожной ветки Калач-Таловая стала снижаться. Ввиду уменьшения пассажиропотока количество составов постепенно сокращалось. К 1996 году по дороге курсировал один состав из двух вагонов. Паровоз доставлял их в Таловую, там их цепляли к проходящим поездам и отвозили в Лиски, откуда они тем же способом возвращались в Таловую, а затем с паровозом в Калач. В 1998 году пассажирские перевозки по линии и вовсе были отменены. Последовало несколько этапов сокращения персонала.

В третьем квартале 1999 года станция Калач была признана лучшей участковой станцией Лискинского отделения ЮВЖД и получила премию. В это время в Калач поездами ввозились ГСМ, удобрения, уголь, прочие грузы. Из села Подгорного Калачеевского района и села Никольского Воробьевского района доставлялась бентонитовая глина. Местные предприятия отправляли в другие регионы вагоны с гречневой крупой, сахаром, патокой, зерном.

Сейчас железнодорожная ветка Калач-Таловая используется только для грузоперевозок. В связи с большим количеством грузового автотранспорта и закрытием крупных предприятий города линия мало востребована. Основными ее пользователями остаются сахарный завод, Райтоп и Нефтебаза.

Редакция сайта Калач36.рф выражает глубокую благодарность за предоставление материала для написания этой статьи:
коллективу МКУ «Калачеевская межпоселенческая центральная библиотека»:
Наталье Николаевне Полухиной
Наталье Николаевне Конотопцевой
Татьяне Павловне Запорожской
Коллективу Калачеевского историко-краеведческого музея:
директору Калошиной Елене Владимировне
лектору-экскурсоводу Зюзиной Виктории Владимировне
Автору альбома о станции Калач юго-восточной железной дороги Любови Михайловне Голоколеновой.