Каменная баба

Как известно, на территории Калачеевского района было найдено множество реликвий разных времен. Однако в этой статье речь пойдет о «гостье», привезенной в Калач из Старой Криуши соседнего Петропавловского района. Это половецкая каменная баба – языческая статуя, принадлежащая к древнему культу предков.

Подробнее о культе

Суть его заключается в поклонении усопшим родственникам, которые после смерти покровительствуют потомкам. Им молились, на них надеялись и чтили, как божеств. Их образы символизировали статуи из камня, которые половцы с любовью высекали и устанавливали лицами на восток на курганах, на естественных возвышенностях и в специально построенных святилищах, где поминали предков.

Кстати, слово «баба» в случае с этими истуканами вовсе не связано со словом «женщина». Здесь оно происходит от тюркского «балбал», что в переводе на русский язык означает «праотец» или «пращур». Половецкие скульпторы изображали как женщин, так и мужчин в разных стилистиках. Статуи в женских образах символизировали бессмертие воинов и их непобедимость. Эти покровительницы подобно матерям поддерживали их, давая им силу и оберегая, а кочевники приносили к их подножию жертвы.

Ни мусульманские гонения, ни приход христианства не смогли заставить людей забыть традицию воздавать почести половецким идолам, которые в их сердцах наделялись могущественной силой. Как считалось, они могли влиять на плодородность земли, урожай, успех общины и ежегодное весеннее возрождение природы.

Согласно разным историческим источникам, в более поздние времена этим высоким статуям было найдено и другое применение. Так в «Книге Большому Чертежу» 1627 года есть упоминание о каменных истуканах, служивших ориентирами на местности для путников. В ней же указано, что казаки-станичники использовали их как места хранения деревянных доездных отметок для караульных полков. Эти отметки хранились в конечном пункте маршрута полка. Караульные должны были забрать отметку в конце своего маршрута, а на ее месте оставить свою в доказательство того, что они добрались до назначенного места.

До наших дней сохранилось более двух тысяч половецких каменных баб, которые были найдены на обширнейших территориях. Это и Южная Сибирь, и Азербайджан, и Восточная Украина, и Германия, и некоторые регионы Средней Азии и Монголии, и степная полоса России, где их особенно много. Одна из них и стояла на кургане в районе Старой Криуши.

Путешествия каменной гостьи

У селян каменная баба пользовалась вполне заслуженным почетом. В течение тысячи лет она простояла на высоком кургане, как и полагается. В новом прогрессивном веке она не утратила популярности и служила, как и ранее, ориентиром для заезжих гостей, местом встреч, точкой отсчета при полевых работах.

Так продолжалось до 1994 года, когда неизвестные «черные археологи» разграбили курган и увезли хранившиеся в нем исторические ценности в неизвестном направлении. Согласно слухам, была украдена вторая каменная баба, находившаяся в непосредственной близости от нашей «героини», но сама она уцелела.

После этого печального события власти приняли решение переправить статую в более безопасное место, где она была бы под присмотром. Такое место быстро нашлось – в Калаче уже тогда существовал музейный комплекс под открытым небом, расположенный в самом центре города, неподалеку от администрации, площади и парка. Однако калачеевцев смущало такое соседство, ведь о каменной бабе уже в те годы ходили самые разные слухи, о которых читатель сможет прочесть ниже. Здесь же мы скажем, что статуя все же была установлена в открытом музее Калача, где на время она нашла приют.

Ненадолго поселилась языческая скульптура в Калаче. Жители стали замечать, что в районе заметно изменилась климатическая обстановка, что знающие люди связали с переселением старокриушанского идола. Сам глава города просил сотрудников отдела культуры, опекавшего древний памятник, вернуть его на место или хотя бы отправить куда-нибудь подальше от района, чтобы он не натворил бед. После этой просьбы бабу вернули на свое место, но, правда, снова ненадолго. Кроме того, установлена она была не на своем родном кургане, а в поле с подсолнухами, хотя и туда криушане приносили свечи к ее подножию.

Вскоре о путешествиях половецкого идола узнали в Воронеже. 23 сентября этого же года статую увезли в Воронежский областной краеведческий музей, где она находится и теперь, дополняя собой коллекцию своих «родственников» - мужского и женского половецкого идола, стоящих вместе с ней во дворе на всеобщем обозрении. Теперь этим древним языческим сокровищем любуется вся область, но хорошо это или плохо, однозначного ответа нет.

Погодные аномалии как следствие неверия

Сложно сказать, влияли ли, согласно верованию половцев, их каменные статуи на погоду и климат. Вероятно, да, ведь отвечая за возрождение природы и урожай, сложно не коснуться таких факторов как объем и частота осадков, температурный режим, влажность атмосферы и время прихода тепла или холодов. Кроме того, успех племени, которое солидную часть жизни проводит в кочевом состоянии, тоже зависит от погоды: от сильных дождей размывает пути, от засухи и жары страдают и мрут люди и животные, а неурожай влечет за собой голод и гибель. Все это позволяет считать половецких истуканов ответственными за погоду в том или ином регионе, смотря, где они находились или находятся в данный момент.

Умение управлять климатом приписывают и старокриушанской каменной бабе. Именно это ее свойство и испугало калачеевцев, хорошо знакомых с историей родных мест и культами дохристианского периода. Они понимали, что сорванная со своего кургана каменная баба не станет терпеть самоуправства и начнет приносить людям разнообразные неприятности.

По области ходят весьма мрачные легенды о том, как один незадачливый горе-строитель вмонтировал в фундамент своего дома одну из половецких статуй, рассчитывая на то, что так он станет прочнее. Он не ошибся, дом стоял крепко, но его близкие, жившие с ним в этом доме, стали умирать. Смерти прекратились только после того, как из фундамента выкорчевали каменную бабу и вернули на курган.

Между тем именно в середине 90-х климат в районе стал серьезно меняться, что особенно заметно было летом, когда урожай зрел на полях. Ранее теплое лето, стало холодным и очень дождливым. Никто из старожилов не мог припомнить, когда еще в Калаче летом была такая неприятная погода в такие длительные сроки. Бывало, что обложные дожди лили по несколько недель к ряду, сопровождаясь градами и ветрами.

В Криуше тоже было несладко. Даже когда истукана вернули на родину, ситуация не изменилась. Правда, как говорят люди, все дело было в том, что поставили бабу не на ее курган, вот она и продолжила указывать им на ошибку.

Спустя несколько лет летние затяжные дожди прекратились, но климат не стал благоприятнее. Уже многие привыкли к тому, какая летом в Калаче и районе, да и во всей области бывает нестерпимая жара. Всем запомнился 2010 год, когда в средней полосе горели леса и торфяники, а жара более 45C° мучила людей до самой осени. Сегодня 35 C° - уже практически норма, хотя ведущие на ТВ все еще употребляют словосочетание «аномальная жара», читая прогнозы погоды на летние месяцы. Что касается зимы, то и здесь наблюдаются аномалии. Снег часто выпадает поздно, иногда уже под самый новый год, гололед чередуется с лужами, а если уж заморозки, то, как минимум -20. Из-за небольшого количества снега, который периодически тает прямо посреди зимы, прекратились или свелись к минимуму весенние паводки. Словом климатические нормы нашей среднерусской полосы потеряли для наших территорий всякую актуальность.

Являются ли произошедшие изменения следствием неверия людей в силу древних артефактов или просто совпадением, толком, пожалуй, не знает никто. В XXI веке все принято объяснять с научной точки зрения, а попытки объяснять события магией или проявлением божественной силы считаются некой отсталостью. Но ведь если мы во что-то не верим, не знаем, не видели или не хотим понимать, это вовсе не означает, что этого нет. Современный человек не желает признавать того, что люди, жившие на наших землях многие века до нас, знали что-то, чего сегодня не знаем мы, имели то, что мы утратили.

Так или иначе, деятели науки вряд ли когда-нибудь вернут каменную бабу на родной курган, да и климат вряд ли вернется к прежнему состоянию, независимо от того, если ли между ними хоть какая-то взаимосвязь.